Главная страница Полезная информация
Ваши вопросы
Каков преподавательский состав Центра? В чем уникальность ваших методик и программ развития лидерских качеств?
автор: Мария Н.
Наши специалисты – это опытные психологи, творческие личности, которые любят свое дело. Они регулярно повышают квалификацию у лучших специалистов Москвы и Санкт-Петербурга – это обязательное условие работы в Центре. Кроме того мы приглашаем к сотрудничеству спортивных инструкторов, журналистов, экономистов, актеров, художников, хореографов, лингвистов… Такой спектр преподавательского состава позволяет сделать программы развития лидерских качеств яркими, интересными и увлекательными.
Как разжечь костер и приготовить еду, провести пресс-конференцию, создать предприятие, снять рекламный ролик, нарисовать картину на шелке или поставить танец – все это ребята узнают и пробуют на практике.
Каков преподавательский состав Центра? В чем уникальность ваших методик и программ развития лидерских качеств?
автор: Мария Н.
Наши специалисты — это опытные психологи, творческие личности, которые любят свое дело. Они регулярно повышают квалификацию у лучших специалистов Москвы и Санкт-Петербурга — это обязательное условие работы в Центре. Кроме того мы приглашаем к сотрудничеству спортивных инструкторов, журналистов, экономистов, актёров, художников, хореографов, лингвисто и многих других. Такой спектр преподавательского состава позволяет сделать программы развития лидерских качеств яркими, интересными и увлекательными.
Как разжечь костёр и приготовить еду, провести пресс-конференцию, создать предприятие, снять рекламный ролик, нарисовать картину на шёлке или поставить танец — все это ребята узнают и пробуют на практике.
Один из последних уникальных проектов — «Твоя волшебная сказка». Ребята сами придумали сюжет сказки и теперь снимаются в фильме по собственному сценарию.
«Каникулы с пользой и удовольствием!» — еще один проект, который предполагает выездные тренинговые программы в период каникул.
Сколько взрослых выезжает с группой детей на выездные программы?
автор: Виталий Валерьевич
Количество взрослых определяется величиной группы и возрастом детей. Чем больше группа и младше дети, тем больше взрослых. Обычно соотношение такое: 1 взрослый — не более 8 детей. Это позволяет уделить в поездке внимание каждому ребёнку.
Моему ребёнку 9 лет, а программа, по которой он обучается — для детей
В одну группу мы обычно объединяем детей, которые относятся к одному возрастному периоду (9 и 10 лет в возрастной психологии — это младший школьный возраст). То есть это дети с близкими возрастными задачами и возможностями. На этапе формирования группы по желанию родителей или по инициативе тренера организуется предварительная встреча с ребенком, по результатам которой тренер определяет, насколько психологический возраст ребенка соответствует содержанию программы и насколько он совместим с остальными участниками программы.
автор: Марина Николаевна
Размер группы для дошкольников — не более 6-8 человек. Размер группы ограничивается тем, что в дошкольном возрасте умение контролировать свое поведение и самостоятельно организовывать свою деятельность только формируется.
Каковы условия проживания на выездных программах?
автор: Папа
Выездные программы проводятся в экологически чистом месте с красивой природой и водоёмом. Дети размещаются в 2-4 местных номерах с удобствами. Хорошее 4-5 — разовое питание. Лояльное отношение администрации к детям, к тому, что они могут шуметь, бегать.
Почему у программ высокая стоимость?
Наш Центр с момента своего создания ориентирован на высокий уровень качества в области оказания психологических услуг. Стоимость наших программ определяется несколькими факторами.
Во-первых, тренеры нашего Центра — это профессиональные психологи, работа которых оплачивается в соответствии с их квалификацией. Если специалист, работающий с детьми, чувствует, что его работу ценят, он готов вкладывать больше сил в установление конструктивных отношений с детьми и поддержание благоприятной психологической атмосферы в группе, что является важным условием гармоничного развития ребёнка.
Во-вторых, годовые программы являются комплексными и включают не только тренинговые занятия в ТЛК, но и массу других важных и интересных мероприятий. Это интенсивы (одно- и двухдневные выездные программы), проведение праздников, мастер-классы и занятия по развитию практических навыков (которые проводятся на скалодроме и в спортивном клубе), Фестиваль достижений, а также индивидуальные консультации для родителей.
В-третьих, мы много внимания уделяем поддержанию уютной и комфортной обстановки в нашем Центре. Для этого в штате постоянно работают менеджеры по организационным вопросам и вспомогательный персонал, которые оперативно решают текущие вопросы, начиная от подготовки аудиторий к занятиям и заканчивая поддержанием чистоты.
Наши усилия направлены на то, чтобы дети приходили на занятия с удовольствием и гордились тем, что они занимаются именно в Тинейджер Лидер Классе.
На занятия не пускают, сам ребёнок мало что рассказывает. А что они вообще там делают на тренинге?
Психологические занятия для детей отличаются от тренингов для взрослых. В группах взрослых значительная часть времени посвящается обсуждению проблемных вопросов и ситуаций. У детей и подростков менее развита способность к рефлексии, то есть осознанию себя и того, что с ними происходит. Ведущим видом деятельности детей является игра. Это значит, что в игру они включаются по своему желанию без внешнего принуждения, поэтому именно игры занимают значительную часть времени на групповых занятиях. Игры, которые используют тренеры, — особые. Для того чтобы игра продолжалась (а дети этого хотят), им нужно что-то сделать, например, договориться со сверстником, как поделить один карандаш, чтобы у обоих получилась картинка. Некоторым детям очень сложно это сделать, потому что они привыкли не договариваться, а отбирать то, что им нужно.
А в результате их «напарник» не успевает выполнить задание и команда проигрывает. В подобных играх дети на своем опыте убеждаются в том, как важно уметь вступать в контакт и устанавливать отношения с другими людьми. После упражнения обязательно проводится обсуждение, дети говорят о том, что им понравилось, что не понравилось, что показалось трудным — это первые шаги к размышлениям о себе, которые в дальнейшем помогут ребятам более осознанно относиться к тому, что они делают, и накапливать полезный опыт.
Для подростков ведущий вид деятельности — общение, поэтому на занятиях используются игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, отработку стратегий поведения в трудных (например, конфликтных) ситуациях. Выполняя эти упражнения, ребята узнают что-то новое о себе: что дается им легко, а чему стоит поучиться. Общая схема занятия такая же, как и у более младших ребят: упражнение — обсуждение — закрепление опыта.
Мальчики и девочки занимаются вместе?
автор: Родитель
Группа включает детей разного пола. Это даёт возможность детям расширять опыт общения, взаимодействуя со сверстниками противоположного пола.
Как происходит отбор тренеров для работы с детьми?
Высокая квалификация тренеров — это одна из сильных сторон нашего Центра, поэтому отбор сотрудников осуществляется очень тщательно. Все новые психологи, претендующие на работу в Тинейджер Лидер Классе, проходят собеседование с руководителем научно-методического отдела и директором Центра. Если результаты собеседования являются положительными, то психологу предлагается провести демонстрационное занятие, на котором присутствуют уже работающие тренеры.
Обязательным условием для работы в группе в качестве ведущего тренера является наличие психологического образования, подтвержденного дипломом о высшем образовании, и опыта работы с детскими группами. При отсутствии опыта необходимым является этап работы в качестве помощника психолога.
Ведущие тренеры и их помощники регулярно собираются на совместные встречи, в ходе которых обсуждаются не только текущие вопросы, но и сложности, возникающие в групповой работе. Все психологи нашего Центра постоянно повышают свою квалификацию. Информацию об этом Вы можете получить на нашем сайте в разделе «Преподаватели».
Зачем ехать с тренером-психологом? Это ведь каникулы, детям надо отдыхать, какие уж там тренинги…
Конечно, в каникулы детям обязательно нужно отдыхать. Что такое отдых, разные люди понимают по-разному. Например, отдыхать = ничего не делать. При таком отдыхе дни пролетят мигом, потому что будут похожи один на другой, и ребенку покажется, что каникул почти не было. Да и переходить от полного безделья к напряженной учебе будет сложно (так называемый «стресс после каникул»).
Наша формула хорошего отдыха: свобода от обязанностей + свобода выбирать то, что интересно. Первая составляющая появляется автоматически с наступлением каникул. А вот со второй все не так просто. Многие взрослые люди, а тем более дети зачастую не знают, как им распорядиться наступившей свободой. Тренер-психолог - это тот человек, который предложит детям массу интересных дел, поскольку он знает, что интересно детям определенного возраста. Причем дети смогут сами выбрать то, что им покажется самым увлекательным. Кроме того, интересные детям психологические игры устроены так, что незаметно помогают им становиться увереннее, общительнее, самостоятельнее. И еще один фокус связан с тем, что дни, наполненные разнообразными событиями и приятными эмоциями, кажутся нам длиннее. Так что психологическая длительность таких каникул будет намного больше недели.
У нас в классе постоянные конфликты между мальчиками и девочками. Как решать вопрос, через родителей или с детьми напрямую?
Думаю, что здесь не обойтись только усилиями родителей. Нужна не просто консультация, а помощь психолога. Дело в том, что причины конфликтов могут различными. Например, конфликты возникают потому, что дети не умеют решать возникающие противоречия конструктивным образом, что вполне нормально, потому что с этими умениями мы не рождаемся. Тогда их нужно этому научить. Лучше, если учиться будет весь класс, а учеба будет проходить в форме тренинга конфликтологической компетентности. Конфликты могут быть и средством самоутверждения, когда ребенок конфликтует только для того, чтобы показать всем, какой он «крутой», или чтобы причинить боль кому-то. Такие конфликты разрешать особенно трудно, потому что конфликтующие не заинтересованы в этом. Наоборот, именно в конфликте они имеют возможность покрасоваться и показать себя. Тогда нужно показать детям, что есть и другие возможности для самоутверждения. И, наконец, может оказаться, что в вашем классе «удачно» подобрались дети с несовместимыми характеристиками (например, все хотят верховодить, но никто не хочет подчиняться) или с такими характеристиками нервной системы, которые затрудняют конструктивное поведение в конфликте (импульсивность, низкий уровень самообладания). Поскольку вы не сможете никого убрать или заменить, то в этой ситуации я, как родитель, позаботилась бы о том, как научить своего ребенка правильно себя вести в конфликтных ситуациях. Здесь также самый эффективный путь - это прохождение тренинга в психологическом центре.
Мой ребёнок после нескольких занятий отказывается продолжать, говорит, что ему не нравится. Как мне поступить?
автор: Папа
Как правило, дети с удовольствием посещают занятия. Однако возникают ситуации, когда ребёнок отказывается ходить на программу, говорит, что ему не интересно или не нравится группа. В этом случае обязательно пообщайтесь с тренером, чтобы прояснить, что происходит в группе, как ребёнок проявляет себя в процессе тренинга, в чем действительно специалист видит причину нежелания ходить на программу. Зачастую подобные реакции наблюдаются, если на занятиях ребёнок сталкивается с трудностями, которые возникают и в его обычной жизни. И пытаясь избежать болезненных переживаний, ребёнок отказывается продолжать. В этом случае необходимо найти слова и способы, чтобы его поддержать, придать ему силы и уверенность, что он сможет справиться. Оставаясь в сложной ситуации и решая её, ребёнок учится преодолевать проблемы, а не избегать их. Важно, что процесс обучения происходит на тренинге, в безопасной обстановке, где тренер всегда поможет справиться с проблемой.
Психолог, которая ведёт занятия в нашей группе, достаточно молодая и, скорее всего, у неё нет своих детей. Мне кажется, что недостаток жизненного опыта (в том числе отношений со своими детьми) может затруднять её работу с группой.
На первый взгляд кажется, что человек, имеющий личный опыт решения жизненных проблем, быстрее сможет помочь другому в похожей ситуации. Это не всегда так. Ведь личный опыт — это опыт единичный, опыт взаимодействия конкретного человека с конкретным ребёнком. А психологи в процессе получения высшего профессионального образования изучают обобщённый опыт многих людей. Именно на основе анализа многочисленных случаев созданы все психологические теории. Изучая эти теории психологи узнают, с какими трудностями сталкиваются разные люди в различных сферах жизни.
В некоторых случаях личный опыт может даже затруднять психологическую работу, например, если психолог непроизвольно использует те способы решения проблем, которые были эффективны в его отношениях со своим собственным ребёнком.
Все наши психологи имеют опыт практической работы не менее 5 лет с группами детей различного возраста, и в основном специализируются в сфере отношений в семье и с детьми. Поэтому их опыт можно вполне приравнять к опыту многодетных женщин. Но в отличие от матерей, которые часто действуют интуитивно, методом проб и ошибок, действия психологов осознанны и опираются на психологические знания.
Моему ребенку 7 лет. Как Вы считаете, нам еще рано ехать на выезд?
Зная только хронологический возраст ребенка, невозможно однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, большинство 7-лет них детей - это уже школьники, которые не только знают о социальных нормах, но и способны руководствоваться ими в своем поведении. С другой стороны, существуют и такие понятия как психологический и социально-психологический возраст. В результате ребенок может и не соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к детям его возраста.
Если у вас есть сомнения по поводу выезда, следует записаться на информационную встречу с психологом, который будет являться руководителем вашей группы. Психолог познакомится с вами, понаблюдает за ребенком, и вы сможете обсудить все интересующие вас вопросы, а также узнать мнение специалиста.
Пошли в школу в этом году, но ребенок наотрез отказывается ходить. Говорит, что в школе неинтересно. Я думаю, что сын просто ленится, но решила проконсультироваться.
Ситуация, о которой Вы пишете, к сожалению, является распространенной. Многие дошкольники хотят пойти в школу, у них есть желание почувствовать себя более взрослыми, да и новые атрибуты, связанные со школьной жизнью (портфель, разноцветные ручки и тетради) очень их привлекают. Однако через 2-3 месяца после начала школьного обучения желание ходить в школу у некоторых детей пропадает.
Поскольку эта проблема требует неотложного решения, то для начала рассмотрим план экстренных действий. Первое, что необходимо сделать родителям, это самим понять, что учиться в школе - это сложное дело. Поэтому ребенку нужно показать, что Вы понимаете это. Когда человеку выражают понимание, это в любом случае улучшает его состояние. Скажите ему: «Я знаю, что тебе не хочется вставать, мне тоже не всегда хочется идти на работу. Но есть дела, которые нужно делать, даже если этого не хочется». Если ребенок ноет, не вступайте с ним в пререкания и никак не реагируйте, чтобы не подкреплять нежелательное поведение. Когда он перестанет, обнимите его, похвалите за то, что он поднялся и собрался. Не нужно тратить силы на то, чтобы обвинять его в лени, запугивать и переругиваться с ним, но обязательно найдите что-то, за что вы можете его похвалить. Важно: хвалите только за то, что он уже сделал (а не за то, что он только обещает сделать) и делайте это сразу же, не откладывая. Будет лучше, если ребенок пойдет в школу с хорошим настроением.
Долгосрочные действия, которые нужно начинать параллельно, должны быть направлены на то, чтобы сделать процесс учебы приятным для ребенка. Приятно делать то, что получается. Поэтому для начала нужно помочь ребенку научиться учиться. Начать можно с организации времени. Нередко дети перестают любить учебу, потому что на нее уходит все их время. Полдня в школе, оставшиеся полдня - выполнение домашнего задания. Составьте вместе с ребенком список дел на день, включая отдых и занятия любимыми делами. При выполнении домашнего задания начинать надо с трудных предметов, в случае необходимости чередуя их с легкими: На первых порах родители должны помочь ребенку в контроле выполнения составленного плана. Это поможет ему научиться управлять своим временем, выработать привычку делать всё систематически, понемногу, чтобы потом это не нависло целым комом неприятных, невыполненных дел, которые в таком объеме точно не принесут удовольствия.
Нежелание ребенка ходить в школу может быть также обусловлено снижением мотивации: семилетнему ребенку пока сложно понять, ради чего нужно учиться, он еще не может «выстроить» временную перспективу своей жизни, чтобы связать учебу в школе с другими важными событиями своего будущего. А если мы не понимаем, для чего мы что-то делаем, то эта деятельность лишается для нас всякого смысла. Один из способов привнесения смысла в учебную деятельность заключается в том, чтобы показать ребенку не только возможность, но и необходимость применения получаемых знаний в опыте текущей жизни: если ребенок увлекается техническим творчеством, ему не обойтись без математики и физики, в туристических походах могут понадобиться знания географии и биологии, для работы на компьютере и общения со сверстниками из других стран - иностранный язык и т.д.
Обязательно поговорите с учителем. Ребенок может отказываться идти в школу, потому что он сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть. Например, не все дети успевают «схватывать» то, что говорит учитель, а переспросить боятся. Этот вопрос нужно обсудить с учителем. Также нужно научить ребенка всегда спрашивать взрослого, если ему что-то непонятно. Кроме того, ребенок может скрывать проблемы в отношениях со сверстниками, обосновывая свое нежелание идти в школу скукой.
Ребенку может быть действительно скучно на уроках, потому что при размере класса 20, а тем более 30 человек, учитель вынужден ориентироваться на среднего ученика, поэтому «в проигрыше» оказываются как слабые ученики, которые не успевают и за средним темпом объяснений, так и сильные, которые успевают сообразить быстро, а в оставшееся время скучают. Но это уже дело учителя: найти педагогические приемы поддержания интереса у «быстрых» детей.
Таким образом, проблема нежелания ребенка ходить в школу - сложная. Нужно настраиваться на то, что ее решение потребует от Вас времени и терпения.
На занятия не пускают, сам ребёнок мало что рассказывает. А что они вообще там делают на тренинге?
Психологические занятия для детей отличаются от тренингов для взрослых. В группах взрослых значительная часть времени посвящается обсуждению проблемных вопросов и ситуаций. У детей и подростков менее развита способность к рефлексии, то есть осознанию себя и того, что с ними происходит. Ведущим видом деятельности детей является игра. Это значит, что в игру они включаются по своему желанию без внешнего принуждения, поэтому именно игры занимают значительную часть времени на групповых занятиях. Игры, которые используют тренеры, — особые. Для того чтобы игра продолжалась (а дети этого хотят), им нужно что-то сделать, например, договориться со сверстником, как поделить один карандаш, чтобы у обоих получилась картинка. Некоторым детям очень сложно это сделать, потому что они привыкли не договариваться, а отбирать то, что им нужно. А в результате их «напарник» не успевает выполнить задание и команда проигрывает. В подобных играх дети на своем опыте убеждаются в том, как важно уметь вступать в контакт и устанавливать отношения с другими людьми. После упражнения обязательно проводится обсуждение, дети говорят о том, что им понравилось, что не понравилось, что показалось трудным — это первые шаги к размышлениям о себе, которые в дальнейшем помогут ребятам более осознанно относиться к тому, что они делают, и накапливать полезный опыт.
Для подростков ведущий вид деятельности — общение, поэтому на занятиях используются игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, отработку стратегий поведения в трудных (например, конфликтных) ситуациях. Выполняя эти упражнения, ребята узнают что-то новое о себе: что дается им легко, а чему стоит поучиться. Общая схема занятия такая же, как и у более младших ребят: упражнение — обсуждение — закрепление опыта.
Мой сын никогда не уезжал от меня далеко. Я очень переживаю, что у него на выезде что-нибудь случится, и я не смогу ему помочь. Возможно ли родителям приезжать в гости, если база отдыха будет недалеко от города?
Ваше беспокойство вполне понятно, так же, как и желание поддержать сына в любой ситуации. Когда ваш сын был маленьким ребенком, вполне оправданным было постоянно находиться рядом с ним. Но по мере взросления наших детей и забота о них должна проявляться в другой форме. Уже в 3 года большинство малышей заявляет о своем стремлении к самостоятельности и независимости от родителей. А когда ребенок становится старше, родители просто обязаны, руководствуясь мыслями о его благополучии, дать ему почувствовать, что за многое в своей жизни он отвечает сам. Когда родители находятся рядом, это не всегда можно сделать, поскольку родители (особенно мамы) привыкли бежать на помощь ребенку еще до того, как он об этом попросил. Поэтому в таких случаях для того, чтобы отпустить ребенка «психологически» бывает полезно сначала отпустить его «физически».
Наши выездные программы направлены на то, чтобы дать ребенку возможность ощутить вкус самостоятельности и ответственности. Конечно, этот опыт они приобретают в безопасных условиях. При реализации выездных программ вопросам безопасности детей уделяется особое внимание. Во-первых, соблюдается строгое соответствие количества взрослых и количества детей (не более 8 детей на одного взрослого). Во-вторых, перед выездом проводится информационная встреча, на которой преподаватели уточняют у родителей информацию по состоянию здоровья детей и имеющимся медицинским противопоказаниям. В-третьих, все преподаватели, выезжающие с детьми, обязательно проходят курсы по основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи. В-четвертых, на каждую выезжающую группу оформляется договор страхования (условия договора зависят от программы).
Давайте подумаем, стоит ли приезжать в гости? Во-первых, вплоть до подросткового возраста детей связывают с родителями тесные эмоциональные связи. Поэтому встречи-расставания могут вызвать сильные эмоциональные переживания, что вполне естественно. Ребенок может даже расплакаться, прощаясь с вами, что является нормальной реакцией в ситуации расставания с любимым человеком. А вам будет казаться, что «ему здесь плохо».
Кроме того, в каждой группе, в том числе на выезде, ребенок играет свою роль (заводилы, души компании, выдумщика, молчуна ...). Когда приезжает родитель, ребенок оказывается как бы в «раздвоенном» состоянии: с одной стороны, он продолжает оставаться членом группы сверстников, играя свою роль, с другой стороны, в присутствии родителя он чувствует себя в другой роли: сына или дочки, и эта роль совсем по-другому влияет на его поведение. Поэтому пытаясь порадовать сына, вы можете поставить его в затруднительное положение.
Но в любом случае, никто не может запретить вам повидаться с ребенком, по которому вы соскучились. Хотя в данном случае это будет в большей степени проявление заботы о себе, нежели о нем.
Моей дочери 13 лет и у меня складывается впечатление, что она сама не знает, чего хочет. То в один кружок пойдет, то в другой. Я переживаю, что она не сможет определиться с будущей профессией.
Ваше впечатление соответствует действительности. В 13 лет подростки не знают, чего они хотят, потому что они просто не могут этого знать. В подростковом возрасте только начинают впервые возникать вопросы, связанные с пониманием себя и своего места в жизни. Я взрослый или еще ребенок? Я крутой или ботаник? Я математику люблю или только увлекаюсь? Я патриот или это смешно? Только решив эти и многие другие подобные вопросы, человек сможет почувствовать себя уверенным в том, что он выбрал верное направление жизненного пути. Несмотря на простую формулировку эти вопросы настолько сложны, что на их решение человеку отводится значительная часть жизни: в норме от 12 до 21 года. Так что ваша дочь в самом начале пути.
Еще одна особенность жизненно важных вопросов заключается в том, что на них невозможно ответить, только сидя на одном месте и размышляя. Если ничего не делать, не пробовать себя в разных делах, ничего само по себе ясным не станет. Также невозможно получить ответ на это вопрос от какого-нибудь умного человека, который посмотрит на подростка и скажет: «На самом деле, ты вот какой (какая), и тебе нужно делать в жизни то-то и то-то». Это решение человек должен добыть сам. Каким образом? Когда подросток начинает ставить цели относительно своей жизни (пусть хотя бы вначале маленькие), то по ходу движения к этим целям он начинает лучше понимать, что он действительно хочет и что он может, и кто он есть на самом деле.
Одним из наиболее важных вопросов, который человек должен решить, является вопрос о выборе профессии. Не случайно говорят, что выбирая профессию, мы выбираем образ жизни. Необходимость принятия этого решения задается и определенными хронологическими рамками - окончанием школы. Но представим себя на месте подростка – ему нужно сделать выбор между вариантами, о каждом из которых он имеет весьма поверхностное представление: он может ответить на вопрос, нравится ли ему история, литература или математика, но вряд ли он представляет себе рабочий день историка, писателя, математика. Кроме того, есть масса новых профессий, для которых вообще непонятно, какие школьные предметы нужны. Что можно сделать для того, чтобы облегчить подростку выбор профессии? 1. Поощрять его желание пробовать свои силы в разных видах деятельности (что и делает ваша дочь). Деятельность в различных кружках ближе к профессиональной деятельности, чем школьные уроки. 2. Обеспечить возможность побеседовать со взрослыми людьми, которые имеют опыт в интересующей подростка сфере профессиональной деятельности, и достигли в ней определенных результатов. 3. Если есть возможность, показать ребенку, в каких условиях реально работают представители различных профессий.
Что касается «перепрыгивания» из одной секции (кружка) в другую, то беспокойство родителей вполне понятно, поскольку такое поведение выглядит как проявление легкомыслия и разбросанности. Когда ваша сын или дочь сообщит вам о желании в очередной раз перейти в другую секцию, обязательно поговорите с ним (ней) о причинах. Возможно, причина является внешней и не связана с предпочтениями самого подростка: например, лучшая подруга занимается в этой секции. Внешние причины не являются серьезным мотивом для занятий, поэтому какая-либо другая внешняя причина (поссорились с подругой) может привести к тому, что подросток очень скоро передумает продолжать занятия. Так что первое профилактическое средство от непостоянства – помочь подростку сделать действительно обоснованный выбор: это должно быть занятие, соответствующее его склонностям и интересам, отвечающее его способностям и одобряемое авторитетными для него людьми. Аналогично, если подросток решил в очередной раз бросить секцию (кружок), нужно обязательно обсудить с ним причины его решения. Возможно, он столкнулся с первыми трудностями и хочет от них избавиться таким простым способом. Для того, чтобы у подростка не закрепилась такая неконструктивная стратегия преодоления трудностей (в психологической литературе она называется копинг-стратегия), нужно как минимум поговорить с ним о том, что освоение любого нового дела невозможно без преодоления трудностей. Если у вас есть собственный опыт преодоления трудностей, поделитесь им с подростком.
В заключение хотелось бы также отметить, что несмотря на важность, выбор профессии не является выбором по принципу «все или ничего». Даже при отсутствии выраженных способностей в той или иной деятельности люди достигают успеха в своей профессии при наличии сильной мотивации.
Бывают ли ситуации, когда ребёнок не справляется с программой, что тогда делать?
К сожалению, иногда возникают ситуации, когда ребёнок после определенного времени всё-таки не может адаптироваться в группе. Ему сложно удерживать внимание или соблюдать принятые группой правила, или справляться с эмоциями, которые возникают в ходе тренинга. В этом случае психолог обязательно сообщает родителю о возникающих трудностях и может предложить другую программу или индивидуальную работу, которая будет более полезна ребёнку. В любом случае, мы действуем, прежде всего, в интересах ребёнка.
Мне бы очень хотелось побывать на занятии у моего ребёнка, но психолог говорит, что присутствие родителей на занятиях нежелательно для детей. Почему?
В тренинговой группе по мере её развития складываются определенные отношения между детьми, каждый ребёнок занимает в группе особое место и играет свою роль: это может быть роль души компании, заводилы, самой обаятельной и привлекательной, интеллектуального центра группы и т. д. То есть развитую группу можно сравнить с системой, в которой каждый элемент находится на своём месте. Особенностью любой системы является то, что когда в неё попадает новый элемент, то уже сложившаяся структура нарушается. Так происходит и с группой. Если на занятиях присутствует кто-то из родителей, то ребёнок оказывается как бы в «раздвоенном» состоянии: с одной стороны, он является полноправным членом группы, с другой стороны, в присутствии родителя он чувствует себя в другой роли: сына или дочки, и эта роль совсем по-другому влияет на его поведение. У остальных ребят в присутствии незнакомого взрослого также начинает снижаться уровень самостоятельности и ответственности, а некоторые начинают вести себя совсем по-детски. Понятно, что такое занятие будет малоэффективным.
Исключение составляют программы, в которых предусмотрены детско-родительские занятия. В этом случае родители являются активными участниками процесса (они изначально входят в групповую структуру), так как цель таких занятий — гармонизировать отношения с ребёнком, улучшить понимание особенностей его поведения. Эти занятия призваны сделать родителей и детей ближе и понятнее друг другу, как правило, они используются в программах для детей до 5 лет.
Как объяснить ребенку, что мы идем к психологу не потому, что он какой-то «не такой», или «больной», что я хочу ему помочь?
Судя по вашему вопросу, у ребенка уже сформировалось представление о психологе как о враче, который работает с «психами». Сами психологи, которые считают этот стереотип мешающим, дают следующие рекомендации.
1. Не обманывайте ребенка, то есть не говорите, что «просто зайдем к тете». Не стоит использовать и безобидную ложь по принципу «Чука и Гека», то есть вообще не ставить в известность ребенка о предполагаемом визите к психологу.
2. Скажите правду («идем к психологу») и расскажите, чем занимается психолог. Если ребенок маленький, то можно построить свой рассказ, используя аналогию. Например, когда нам нужно постричь волосы, мы идем к парикмахеру (стилисту), когда засоряется труба в ванной, мы обращаемся к слесарю. К психологу мы идем тогда, когда мы начинаем часто ссориться с друзьями, когда нам трудно с кем-то подружиться или мы боимся кого-то попросить о чем-нибудь. Говоря о том, чем занимается психолог, вы можете привести в качестве примера то, что является трудным для вашего ребенка, чтобы повысить его мотивацию идти к психологу. Некоторые психологи говорят, что не стоит сравнивать работу психолога с врачом, потому что у многих детей уже сформировались ассоциации между врачом и болезненными медицинскими процедурами.
3. Скажите ребенку, что вы любите его и беспокоитесь о нем, и поэтому хотите, чтобы психолог помог вам и ему справиться с … или научиться … (здесь нужно сказать о том, что вас действительно беспокоит).
4. Ребенка может тревожить неизвестность, поэтому расскажите, как будет происходить визит к психологу (все будут сидеть в креслах, психолог будет беседовать с нами, задавать вопросы мне и тебе, может быть он (она) попросит тебя что-нибудь нарисовать или вылепить…)
5. После визита к психологу поблагодарите ребенка за то, что он согласился пойти с вами. Если это возможно, поощрите его чем-нибудь (например, купите мороженое или что-то другое, что порадует ребенка), чтобы связать посещение психолога с приятными ощущениями.
Если ребёнок пропустил занятие по уважительной причине, то делают перерасчёт стоимости?
Пересчёт и компенсация на длительных программах происходит только за пропуски, связанные с болезнью ребёнка. Пропуски по другим причинам (день рождения друзей, отпуск, концерт, что-то ещё) считаются как посещение занятия. Дело в том, что для получения результата от занятий на годовой и полугодовой программе нужно посещать занятия и очень стараться их не пропускать. Полный состав группы очень важен для динамики группы и положительных изменений всех участников. Пересчёт делается по справкам (по датам, указанным в справках) в конце программы, при принятии последнего платежа. Пересчёт делает и оформляет руководитель организационного отдела.
Размер компенсации за пропущенные занятия составляет 60% от стоимости 1 часа, потому что группа занимается без заболевших участников, работают преподаватели, используются материалы. Форма компенсации — перенос на оплату другой программы или возврат наличными деньгами. По коротким программам возврат не производится, только перенос.
Моему сыну 4 года. Он пока не ходит в детский сад, но я читала, что у тех, кто не посещает детский сад, могут потом возникать трудности в школе. Могут ли занятия в вашем Центре заменить детский сад?
В советские времена посещение детского сада было почти таким же обязательным этапом в жизни ребенка, как и обучение в школе. В первую очередь это было связано с профессиональной занятостью матерей. За последние десять лет в России значительно возросло количество женщин, имеющих возможность не работать, поэтому посещение ребенком детского сада стало вопросом выбора родителей.
У детского сада есть свои плюсы и минусы, как, впрочем, и у домашнего воспитания. Самым очевидным плюсом является возможность активного общения со сверстниками. Примерно с трех лет и даже раньше, у детей возникает интерес к сверстникам именно как к партнерам по игре и появляется стремление к совместной деятельности. Именно в общении со сверстниками происходит расширение социального опыта ребенка. В отличие от семьи, где его принимают и любят вне зависимости от его особенностей, в детском саду он сталкивается с необходимостью завоевывать внимание сверстников и защищать себя в первых конфликтных ситуациях. Если у ребенка нет братьев и сестер, то такой опыт он не может приобрести в семье, общаясь с родителями.
Второй плюс связан с тем, что в детском саду ребенок учится подчинять свое поведение первым нормам и правилам. В семье родители не всегда строго регламентируют поведение ребенка, а в детском саду выполнение установленных норм является обязательным. С этой точки зрения детский сад обеспечивает подготовку ребенка к школе, где предъявляются еще более строгие требования к соблюдению принятых правил.
Главным минусом является длительность пребывания в детском саду. Обычным для большинства детских садов является присутствие большого количества детей (20 человек) в ограниченном пространстве. Конечно, дети громко разговаривают, кричат, толкаются. В течение целого дня ребенок подвергается постоянному воздействию различного рода стимулов: зрительных, звуковых, тактильных. К этому добавляются требования воспитателей, без соблюдения которых в группе возник бы хаос. Все это требует от ребенка постоянного психического напряжения и может приводить к перевозбуждению к концу дня.
Занятия в Центре развития обладают всеми преимуществами с точки зрения общения со сверстниками, но не приводят к эмоциональным перегрузкам детей в силу ограниченной продолжительности: обычно 1-1,5 часа 2 раза в неделю. Благодаря специальной организации таких занятий приобретение социального опыта детьми происходит очень эффективно. В детском саду ребенок также расширяет свой опыт, но это происходит стихийно, поэтому взаимодействие со сверстниками не всегда является успешным, особенно в конфликтных ситуациях. Занятия в группе развития осуществляются под руководством и наблюдением психолога, который корректирует возникающие у ребенка в общении трудности сразу же по ходу занятия. Содержание занятий планируется психологом с учетом возрастных задач, которые должен научиться решать ребенок, а также с учетом индивидуальных особенностей детей, входящих в данную конкретную группу. Что касается развития умения подчинять свое поведение правилам, то этому в Центрах развития уделяется особое внимание. Здесь акцент делается на том, чтобы ребенок ПОНИМАЛ, почему важно соблюдать правила, а не просто безоговорочно подчинялся сформулированным кем-то требованиям. Поэтому даже дошкольники участвуют в формулировке правил группы и сами контролируют их соблюдение.
Таким образом, если считать главной функцией детского сада помощь ребенку при вхождении в социальную среду и усвоении навыков совместного взаимодействия друг с другом, то занятия в Центре развития можно считать более эффективной заменой. Конечно, если Ваш ребенок не посещает детский сад, то следует использовать все возможности для общения со сверстниками: прогулки во дворе, посещение спортивных секций или школы искусств. Так он сможет на практике применить коммуникативные умения и навыки, полученные в Центре развития.
Моей дочери 13 лет. Сразу после школы она садится за компьютер и просматривает свой любимый «Вконтакте». Я беспокоюсь, что она слишком много времени тратит на это, забывая о важных делах.
То, что Ваша дочь просматривает «Вконтакте», нельзя однозначно рассматривать как признак Интернет-зависимости, даже если она делает это ежедневно сразу же после возвращения домой, предпочитая это занятие всему остальному. Такое поведение характерно для всех современных подростков, имеющих компьютер и доступ в Интернет. Так что Ваша дочь не отличается в этом смысле от своих сверстников. Интернет предоставляет пользователям огромные возможности для удовлетворения потребностей в получении новой информации, установлении контактов и общении, поэтому очень привлекателен как для подростков, так и для взрослых.
Предпочтение Интернет можно рассматривать как зависимость в том случае, если подросток начинает пренебрегать всеми остальными важными делами (прогуливает уроки, не выполняет домашнее задание и поручения родителей), не общается со сверстниками непосредственно, проводит много часов за компьютером, в том числе и ночью, реагирует раздражением и даже агрессией на попытки ограничить его доступ в Интернет. В основе такого поведения обязательно лежит определенная причина. Например, подросток неуспешен в школе, не пользуется популярностью у сверстников и испытывает затруднения при непосредственном взаимодействии с другими людьми. Эти неудачи болезненно переживаются любым человеком, и для того чтобы справиться с ними, нужно работать над собой. Но гораздо приятнее решить все проблемы без напряжения. И виртуальный мир дает такую волшебную возможность. Люди создают свои странички в социальных сетях, тщательно отбирая фотографии и предоставляя только ту информацию о себе, которая формирует нужный образ. В виртуальном мире без труда можно скрыть то, что при личном контакте скрыть не возможно.
Так что первый шаг, который необходимо сделать - это выяснить причину. Для этого лучше всего обратиться к специалисту (психологу), который сможет определить, какие именно ограничения Ваша дочь пытается компенсировать в социальных сетях. Возможно, психолог также порекомендует Вашей дочери занятия в группах по развитию коммуникативной компетентности. Если же Ваша дочь вполне справляется с учебной нагрузкой и любит потусоваться с друзьями, но не может вовремя встать из-за компьютера, то у нее, вероятно, не сформированы навыки организации времени. В этом случае ей необходима либо Ваша помощь в распределении дел на день, либо тренинг по тайм-менеджменту. С 13-летними подростками также можно беседовать о том, почему важно серьезно относиться к учебе в школе и учиться организовывать время своей жизни. Таким образом, Вы поможете своей дочери определиться с приоритетами: Интернет или что-то более важное для будущего. Лучше, если это будут не навязчивые нравоучения, а что-нибудь реалистичное (например, Ваш собственный жизненный опыт).
Некоторые программы не очень продолжительные. А за три месяца можно надеяться на какой-то заметный результат?
В нашем Центре предлагается большое количество так называемых краткосрочных программ длительностью 2-3 месяца. Среди них можно выделить творческие программы (например, «Театр-тренинг», «Я-великий художник!», «Дизайн-студия», «Фотоохота»). Здесь результатом уже с первого занятия является освоение вполне определённых навыков и приёмов творческой деятельности, умение использовать различные материалы для воплощения своего замысла. Более важным с нашей точки зрения, но не сразу достигаемым результатом, является повышение самооценки и инициативности ребенка. Это становится возможным благодаря созданию на занятиях свободной атмосферы, в которой принимаются любые идеи ребят, и предлагается помощь в их воплощении.
В краткосрочных познавательных программах ребята выполняют упражнения на развитие мышления и осваивают приёмы, облегчающие запоминание. Эффективность таких программ повышается, когда ребенок понимает, что он может использовать эти приёмы на уроках в школе и при выполнении домашних заданий. Некоторые программы дают заметный результат только при закреплении полученных навыков дома (например, программы «Зарядка для ума» и «Развитие памяти и внимания»). Задания выдаются тренером, и их выполнение обсуждается с родителями.
Краткосрочные коммуникативные программы направлены на развитие навыков общения и уверенного поведения. Наш опыт показывает, что наиболее быстрые изменения показывают застенчивые и малообщительные дети. Приобретение опыта общения происходит незаметно для них самих за счет включения в различные игры и упражнения, в которых ребята участвуют с удовольствием. Если ребенок и до начала занятий был достаточно общительным, то изменения не будут очень явными. Однако, учитывая то, что уроки общения не входят в школьную программу, можно быть уверенными в том, что ребенок научится чему-то новому (например, как правильно себя вести и что говорить в конфликтной ситуации).
Если речь идёт о развитии личности (например, об изменении отношения к себе и к своей жизни у подростков), то здесь результаты могут быть заметными только по результатам комплексной годовой программы (или нескольких годовых программ).
Ребенок занимается по годовой программе в вашем Центре. Думаем над тем, пойти ли на годовую программу в следующем году. Что вы можете посоветовать?
Принятие решения - дело ответственное, поэтому вам нужно будет учесть различные факторы: и желание ребенка, и ваши впечатления от организации программы и объективные возможности, в первую очередь финансовые и временные. Что касается самих программ, то годовые и полугодовые программы нашего Центра строятся по принципу преемственности. При переходе из одной возрастной группы в другую меняется содержание программ: каждая программа разрабатывается с учетом психологических особенностей возраста и направлена на помощь детям в решении главных возрастных задач. Для этого в программы каждый год включаются новые более сложные задания, способствующие раскрытию потенциала ребенка и развитию его личности. В дошкольном возрасте дети учатся контролировать проявление своих эмоций, ориентироваться на принятые нормы. Младшим школьникам важно знать то, что они умеют делать лучше своих сверстников, а также понимать, что результаты их деятельности важны для окружающих. Подростки стремятся лучше узнать себя, для этого им необходимо общаться с другими людьми, которые становятся образцом для сравнения. Старшеклассники начинают задумываться о своем будущем, и им необходима поддержка в определении планов на жизнь. Таким образом, наши программы обеспечивают психологическое сопровождение процесса взросления ребенка с 1,5 до 17 лет.
Мне предложили для моего ребенка новую программу. Она кажется мне интересной, но меня беспокоит то, что она ещё ни разу не проводилась.
Прежде чем программа будет включена в общий перечень программ Центра, она проходит процедуру разработки и рецензирования. Сначала обсуждается идея, на основе которой планируется разработать программу. Это важный этап, поскольку программа должна не только соответствовать возрастным особенностям ребят, но и быть интересной для них: чем выше уровень мотивации участников, тем большего эффекта можно ожидать от программы. Затем автор идеи разрабатывает подробное содержание программы по занятиям. После этого она обсуждается с руководителем научно-методического отдела и дорабатывается с учетом замечаний. Обычно разработка программ может занимать несколько месяцев, но таким образом мы добиваемся их высокого качества.
А эффект новизны присутствует не только при проведении новой программы в первый раз, но и при проведении уже апробированной программы с новой группой. Специфика психологических программ заключается в том, что они являются достаточно гибкими: при сохранении общей цели, тренер может вносить некоторые изменения в содержание занятий, в соответствии с особенностями и потребностями участников группы.
Моему сыну 5, он плохо засыпает. Может плакать во сне. Иногда, просыпаясь, говорит о кошмарах. Стоит ли давать ему успокоительное перед сном? Стоит ли идти к психологу?
автор: Ирина
Трудности засыпания и ночные страхи в раннем и дошкольном возрасте - это довольно распространенное явление, которое отмечают у своих детей 20-30% родителей. Причины этих нарушений сна могут быть разными и не всегда требуют вмешательства специалистов - неврологов или психологов. Одной из причин могут быть индивидуальные особенности ребенка, например, индивидуальная потребность в сне. Продолжительность сна, необходимая вашему ребенку, может быть меньше среднестатистической нормы для его возраста (для 2 лет - 13 часов, 4 года - 11 часов, 6 лет - 9,5 часов). Тогда, скорее всего, он будет засыпать позже, чем его сверстники, а просыпаться раньше. Если такие дети посещают детский сад и спят днем, то им труднее бывает заснуть вечером. В этом случае родителям просто придется приспосабливаться к режиму сна-бодрствования ребенка и ждать, пока он повзрослеет, и укладывание спать перестанет быть семейной проблемой.
Другая причина может быть обусловлена внешними (ситуационными) факторами. В этом случае родители сами могут предпринять некоторые меры, чтобы попробовать изменить ситуацию в лучшую сторону. Например, по мере приближения времени сна родители должны проконтролировать переход ребенка к более спокойным видам деятельности. Компьютерные игры, телевизионные передачи и активные игры со сверстниками или другими членами семьи приводят к эмоциональному возбуждению и переутомлению, что мешает ребенку спокойно заснуть. Перевозбуждение также может быть связано с длительным пребыванием в детском саду, где на ребенка целый день оказывают воздействие многочисленные интенсивные стимулы: присутствие большого числа сверстников, шум, требования воспитателей.
Для выработки привычки к спокойному переходу ко сну эффективными являются ритуалы, то есть повторяющиеся изо дня в день действия, которые постепенно начинают ассоциироваться у ребенка со сном. Со временем уже само по себе выполнение этих действий будет формировать у ребенка настрой на сон. Так создается условно-рефлекторный механизм здорового сна. Если ребенок - дошкольник, то таким ритуалом может быть чистка зубов перед сном, чтение любимой книги или мелодичная песенка в мамином исполнении, пожелание перед сном. Очень важно, чтобы сама мама при этом находилась в состоянии эмоционального равновесия, и не раздражалась, даже если ребенок долго не засыпает и не дает ей вернуться к своим делам. Дети очень чутко «отзеркаливают» состояние родителей и результат может быть обратным. В этой ситуации помощь психолога может потребоваться маме, для того чтобы четко расставить приоритеты и решить, какими делами можно пожертвовать ради спокойного сна ребенка или как более эффективно организовать свое время днем, чтобы вечернее время посвятить ребенку. Нередкими бывают случаи, когда нарушения сна у ребенка проходят как будто «сами собой» после того, как мама перестает нервничать по этому поводу.
Кроме трудностей засыпания распространенным симптомом нарушения сна являются ночные страхи. Ночными страхами называют внезапное двигательное возбуждение ребенка, при котором ребенок ночью начинает кричать, звать маму, плачет. Если ребенка в этот момент будят, то он выглядит растерянным и не реагируют на окружающую обстановку. Эти явления обычно очень пугают родителей, которые стремятся успокоить ребенка. При этом они наталкиваются на сопротивление с его стороны. Для того чтобы правильно вести себя в этой ситуации, родителям необходимо знать, что ночные страхи обычно длятся не более 20-30 минут и проходят без последствий. Родителям не нужно будить, расспрашивать или успокаивать ребенка - это приведет только к увеличению продолжительности ночных страхов. Чаще всего ночные страхи бывают у детей эмоциональных и впечатлительных в возрасте от 2 до 8 лет, и чаще у мальчиков. Утром ребенок не помнит о том, что происходило с ним ночью. Как правило, ночные страхи самостоятельно исчезают в подростковом возрасте.
Поскольку ночным страхам подвержены дети, которые чаще испытывают стресс и не высыпаются, профилактика ночных страхов связана с обеспечением благоприятной психологической атмосферы в семье и условий для здорового сна. Необходимо сдвинуть на более раннее время отход ко сну, устранить действие раздражающих факторов (громкие звуки, яркий свет). Засыпание должно сопровождаться приятными ритуалами (спокойный звук маминого голоса, прикосновение маминых рук).
Кроме ночных страхов у детей отмечаются также кошмарные сновидения, при которых ребенок сохраняет неподвижность во сне. Поскольку кошмарные сновидения возникают не в фазе глубокого сна, а в фазе сновидений, их содержание сохраняется в памяти ребенка после пробуждения. Кошмарные сновидения отличаются от обычных тем, что они очень яркие, убедительные и подробные. Их содержание пугает ребенка, потому что сюжет сновидения связан с угрозой, болью, преследованиями, нападениями. Воспоминание о пугающем ночном кошмарном сновидении часто приводит к отказу детей ложиться спать вообще. Кошмарные сновидения могут быть следствием стрессов, но, как правило, они не считаются патологией до 6-летнего возраста. Если они возникают после 7 лет или достаточно часто, то это может быть следствием эмоционального расстройства или психотравмирующей ситуации, что может потребовать консультации психотерапевта.
Кроме повторяющихся ночных кошмаров специалисты по нарушениям сна также отмечают несколько признаков, которые должны насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу: ночной энурез (у детей с 4 лет), снохождение, сноговорение.
Для того чтобы оценить серьезность нарушений сна, нужно понаблюдать за ребенком днем. Если он выглядит здоровым и бодрым несмотря на беспокойный сон, значит помощи специалистов не требуется.
Что касается использования успокоительных средств, то здесь необходимо проконсультироваться с неврологом.
Как можно увидеть, чему научился ребёнок на психологической программе?
Наиболее заметными являются результаты, которые связаны с освоением навыков общения. В психологические программы входят упражнения, которые позволяют ребятам научиться конкретному поведению в определенных ситуациях, например: как сказать о том, что тебе не нравится, чтобы не обидеть другого человека. Родители дошкольников могут заметить, что дети научились называть словами свои эмоции и чувства («А мне грустно, когда ты забираешь у меня игрушки»). А родители застенчивого подростка отмечают, что он чаще стал общаться со сверстниками по телефону.
Но есть результаты, которые отследить сложнее. Это касается изменений, которые происходят медленнее и не сразу проявляются в поведении ребенка, например: формирование адекватной самооценки, понимание своей уникальности и уникальности других, умение анализировать ситуацию и ответственно относиться к социальным нормам. На занятиях создается психологическая атмосфера, которая является благоприятной для развития личности ребенка. Но для того, чтобы развитие происходило, очень важна активность самого ребенка, его включённость в работу группы. Не все дети сразу проявляют готовность к участию. Тем не менее, постепенно ребята начинают обращать внимание на реакцию сверстников и взрослых, соблюдать правила, принятые группой и ими самими, чаще пытаются договориться вместо применения силовых методов, более гибко ведут себя в конфликтных ситуациях.
Для получения объективных данных об изменениях, происходящих с детьми, в нашем Центре проводится психологическая диагностика (на годовых программах: в начале и конце учебного года). Результаты диагностики используются тренерами при организации работы в группе и обсуждаются с родителями на консультациях. В общем виде результаты по группам размещаются на нашем сайте в разделе Статьи.
В школе, переходя из класса в класс, дети узнают что-то новое. А чем отличаются психологические программы для детей разного возраста?
Психологические программы нашего Центра разрабатываются с учетом психологических особенностей каждого возраста. Их содержание строится таким образом, чтобы в наибольшей степени помогать детям в решении возрастных задач. В дошкольном возрасте дети учатся контролировать проявление своих эмоций, ориентироваться на принятые нормы. Младшим школьникам важно знать то, что они умеют делать лучше своих сверстников, а также понимать, что результаты их деятельности важны для окружающих. Подростки стремятся лучше узнать себя, для этого им необходимо общаться с другими людьми, которые становятся образцом для сравнения. Старшеклассники начинают задумываться о своем будущем, и им необходима поддержка в определении планов на жизнь.
Годовые и полугодовые программы строятся по принципу преемственности. С каждым годом в программу включаются новые и более сложные упражнения, которые позволяют обеспечить психологическое сопровождение процесса взросления.
У меня не всегда хватает времени, чтобы приехать на консультацию и вообще, я считаю, что психологи лучше меня разберутся, что нужно моему ребенку. Так ли необходимо родителям приезжать на консультации по программе?
Если Вы посмотрите программы нашего Центра, то увидите, что во все программы, вне зависимости от их длительности, обязательно входит хотя бы одна консультация для родителей. С чем это связано? Одна из важных причин заключается в том, что ребенок является не только уникальной личностью, но еще и частью семьи. С точки зрения современной психологии семья — это система, в которой все элементы взаимосвязаны: изменения одного элемента могут привести к изменению состояния всей системы. В результате занятий на психологических программах дети начинают меняться. Например, одним из планируемых результатов наших программ является рост самостоятельности ребенка. Это может проявляться в том, что он начинает настаивать на своей точке зрения, не соглашаясь с тем, что предлагают ему взрослые. Родители нередко воспринимают такие изменения как непослушание и упрямство, и стараются вернуть поведение ребенка в прежнее привычное русло. Возникает рассогласование между действиями психологов и действиями родителей. Для того чтобы это рассогласование было минимальным, психологам важно обсудить с родителями смысл изменений, происходящих с ребенком и определить, как по-новому выстраивать отношения с ним, чтобы закрепить положительные результаты.
Если ребенок посещает занятия с психологом, то, наверное, у него что-то не в порядке с психикой. Много ли таких детей в вашем Центре?
Дети (и взрослые) с нарушениями психики являются пациентами психиатров. Психологи работают с психически здоровыми людьми, которые время от времени испытывают затруднения при решении повседневных жизненных задач. Как правило, это люди с неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой, застенчивые, агрессивные, тревожные, вспыльчивые и т.д.
Для того чтобы принять решение о том, будут ли эффективными занятия для конкретного ребенка в группе по психологической программе, до начала работы группы проводятся предварительные встречи психолога-тренера с каждым ребенком. В том случае, если затруднения ребенка могут помешать его включению в группу и эффективному взаимодействию со сверстниками, психолог направляет ребенка на индивидуальные занятия. Также психолог может порекомендовать родителям ребенка проконсультироваться у невропатолога, поскольку некоторые проблемы в поведении могут быть связаны с нарушениями функций нервной системы и требуют медикаментозного лечения.
По программам нашего Центра занимаются здоровые дети. На занятиях создаются условия, которые позволяют им не только справиться с имеющимися затруднениями, но и максимально раскрыть свои личностные возможности.
Слышала, что в вашем Центре есть программы, которые проводятся в течение всего учебного года, а есть программы, рассчитанные на несколько месяцев. Какие из них эффективнее?
Эффективность программы определяется, в первую очередь, ее направленностью, а не продолжительностью. Краткосрочные программы, как правило, имеют более узкую направленность, например: развитие навыков управления памятью и вниманием для эффективной работы с учебным материалом, развитие навыков самоанализа для осознанного выбора профессии, освоение навыков противостояния негативному влиянию и техник преодоления лени.
Годовые программы являются комплексными и направлены на гармоничное развитие личности ребенка, максимально полное раскрытие его личностного потенциала. Результаты такой программы проявляются не сразу. Однако к концу года родители уже могут заметить изменения в поведении ребенка, его общении со взрослыми и сверстниками, отношении к выполнению своих учебных и домашних обязанностей.
Для того чтобы выбранная программа была эффективной для ребёнка, необходимо учесть несколько факторов. Во-первых, возраст ребенка, поскольку содержание каждой программы строится на основе принципа возрастного соответствия. Вы можете обратиться за консультацией в наш Центр либо выйти на главную страницу сайта ТЛК и воспользоваться кнопкой «Выберите возраст». Во-вторых, склонности и интересы ребенка. В-третьих, известные Вам затруднения ребенка в какой-либо сфере (в учебе, общении). Если Вы нацелены на получение устойчивого долговременного результата, то правильным будет выбор годовой программы.
Моему сыну 5, он плохо засыпает. Может плакать во сне. Иногда, просыпаясь, говорит о кошмарах. Стоит ли давать ему успокоительное перед сном? Стоит ли идти к психологу?
автор: Ирина
Трудности засыпания и ночные страхи в раннем и дошкольном возрасте - это довольно распространенное явление, которое отмечают у своих детей 20-30% родителей. Причины этих нарушений сна могут быть разными и не всегда требуют вмешательства специалистов - неврологов или психологов. Одной из причин могут быть индивидуальные особенности ребенка, например, индивидуальная потребность в сне. Продолжительность сна, необходимая вашему ребенку, может быть меньше среднестатистической нормы для его возраста (для 2 лет - 13 часов, 4 года - 11 часов, 6 лет - 9,5 часов). Тогда, скорее всего, он будет засыпать позже, чем его сверстники, а просыпаться раньше. Если такие дети посещают детский сад и спят днем, то им труднее бывает заснуть вечером. В этом случае родителям просто придется приспосабливаться к режиму сна-бодрствования ребенка и ждать, пока он повзрослеет, и укладывание спать перестанет быть семейной проблемой.
Другая причина может быть обусловлена внешними (ситуационными) факторами. В этом случае родители сами могут предпринять некоторые меры, чтобы попробовать изменить ситуацию в лучшую сторону. Например, по мере приближения времени сна родители должны проконтролировать переход ребенка к более спокойным видам деятельности. Компьютерные игры, телевизионные передачи и активные игры со сверстниками или другими членами семьи приводят к эмоциональному возбуждению и переутомлению, что мешает ребенку спокойно заснуть. Перевозбуждение также может быть связано с длительным пребыванием в детском саду, где на ребенка целый день оказывают воздействие многочисленные интенсивные стимулы: присутствие большого числа сверстников, шум, требования воспитателей.
Для выработки привычки к спокойному переходу ко сну эффективными являются ритуалы, то есть повторяющиеся изо дня в день действия, которые постепенно начинают ассоциироваться у ребенка со сном. Со временем уже само по себе выполнение этих действий будет формировать у ребенка настрой на сон. Так создается условно-рефлекторный механизм здорового сна. Если ребенок - дошкольник, то таким ритуалом может быть чистка зубов перед сном, чтение любимой книги или мелодичная песенка в мамином исполнении, пожелание перед сном. Очень важно, чтобы сама мама при этом находилась в состоянии эмоционального равновесия, и не раздражалась, даже если ребенок долго не засыпает и не дает ей вернуться к своим делам. Дети очень чутко «отзеркаливают» состояние родителей и результат может быть обратным. В этой ситуации помощь психолога может потребоваться маме, для того чтобы четко расставить приоритеты и решить, какими делами можно пожертвовать ради спокойного сна ребенка или как более эффективно организовать свое время днем, чтобы вечернее время посвятить ребенку. Нередкими бывают случаи, когда нарушения сна у ребенка проходят как будто «сами собой» после того, как мама перестает нервничать по этому поводу.
Кроме трудностей засыпания распространенным симптомом нарушения сна являются ночные страхи. Ночными страхами называют внезапное двигательное возбуждение ребенка, при котором ребенок ночью начинает кричать, звать маму, плачет. Если ребенка в этот момент будят, то он выглядит растерянным и не реагируют на окружающую обстановку. Эти явления обычно очень пугают родителей, которые стремятся успокоить ребенка. При этом они наталкиваются на сопротивление с его стороны. Для того чтобы правильно вести себя в этой ситуации, родителям необходимо знать, что ночные страхи обычно длятся не более 20-30 минут и проходят без последствий. Родителям не нужно будить, расспрашивать или успокаивать ребенка - это приведет только к увеличению продолжительности ночных страхов. Чаще всего ночные страхи бывают у детей эмоциональных и впечатлительных в возрасте от 2 до 8 лет, и чаще у мальчиков. Утром ребенок не помнит о том, что происходило с ним ночью. Как правило, ночные страхи самостоятельно исчезают в подростковом возрасте.
Поскольку ночным страхам подвержены дети, которые чаще испытывают стресс и не высыпаются, профилактика ночных страхов связана с обеспечением благоприятной психологической атмосферы в семье и условий для здорового сна. Необходимо сдвинуть на более раннее время отход ко сну, устранить действие раздражающих факторов (громкие звуки, яркий свет). Засыпание должно сопровождаться приятными ритуалами (спокойный звук маминого голоса, прикосновение маминых рук).
Кроме ночных страхов у детей отмечаются также кошмарные сновидения, при которых ребенок сохраняет неподвижность во сне. Поскольку кошмарные сновидения возникают не в фазе глубокого сна, а в фазе сновидений, их содержание сохраняется в памяти ребенка после пробуждения. Кошмарные сновидения отличаются от обычных тем, что они очень яркие, убедительные и подробные. Их содержание пугает ребенка, потому что сюжет сновидения связан с угрозой, болью, преследованиями, нападениями. Воспоминание о пугающем ночном кошмарном сновидении часто приводит к отказу детей ложиться спать вообще. Кошмарные сновидения могут быть следствием стрессов, но, как правило, они не считаются патологией до 6-летнего возраста. Если они возникают после 7 лет или достаточно часто, то это может быть следствием эмоционального расстройства или психотравмирующей ситуации, что может потребовать консультации психотерапевта.
Кроме повторяющихся ночных кошмаров специалисты по нарушениям сна также отмечают несколько признаков, которые должны насторожить маму и послужить поводом для обращения к неврологу: ночной энурез (у детей с 4 лет), снохождение, сноговорение.
Для того чтобы оценить серьезность нарушений сна, нужно понаблюдать за ребенком днем. Если он выглядит здоровым и бодрым несмотря на беспокойный сон, значит помощи специалистов не требуется.
Что касается использования успокоительных средств, то здесь необходимо проконсультироваться с неврологом.
Мы с мужем давно не живём вместе, но оба воспитываем дочь, сейчас ей 7 лет. Недавно я узнала, что у него появилась девушка и я не знаю, как мне вести себя в этой ситуации. Я переживаю, что это может как-то навредить моему ребёнку.
Развод родителей тяжело переживается детьми. Для того, чтобы помочь ребенку справиться с этой ситуацией, родителям необходимо отодвинуть свои собственные переживания и обиды и поставить на первое место благополучие ребенка. Развод родителей создает угрозу чувству безопасности ребенка, поэтому первое, в чем необходимо убедить ребенка, что по отношению к нему мама и папа всегда будут оставаться его родителями, даже если будут жить в разных местах. Важно также, чтобы каждый из родителей осознал свою ответственность за воспитание и за будущее ребенка. Это значит, что отец не только развлекает ребенка по выходным и разрешает ему нарушать запреты, но и помогает ему в учебе, обсуждает с ним «серьезные» вопросы. А мама не пытается подчеркнуть свою значимость чрезмерной опекой и стремлением угодить всем прихотям ребенка.
Сближение бывшего мужа с другой женщиной может вызвать ревность у его прежней жены. Однако это не должно стать поводом для прекращения общения ребенка с отцом. Для гармоничного развития ребенку важно общаться как с мамой, так и с папой. Ребенок также может ревновать отца к его новой знакомой. Поэтому первое время будет лучше, если отец во время встреч с ребенком будет посвящать все время только ему. То есть лучше, если это будут прогулки вдвоем, а не втроем. Важно, чтобы ребенок убедился в том, что «новая тетя» не является соперницей для него, и отец по-прежнему остается его (ребенка) отцом и уделяет ему столько же внимания, как и прежде. Мама также может помочь ребенку снизить тревожность. На вопросы ребенка нужно отвечать, что папа продолжает быть твоим папой, даже если у него теперь есть жена и дети.
При этом ни отец, ни мать не должны испытывать чувства вины в связи с тем, что в их жизни появился новый спутник (спутница). Тем более, не следует советоваться с ребенком, можно ли привести в дом этого человека. Ребенок не способен принимать такие ответственные решения относительно жизни родителей. Родители же не советуются с детьми, разводиться им или нет.
Итак, самое главное: делать все, чтобы поддержать в ребенке чувство безопасности и не препятствовать проявлению его любви к другому родителю. Этот ориентир позволит вам принимать правильные решения, не ущемляя потребности ребенка.
Мой сын переживает горе потери отца. Я не знаю, как ему помочь. Подскажите, что делать?
Прежде всего: то, что ребенок переживает, и то, что он переживает долго, - это нормально. У детей, которые быстро забывают о травмирующем событии, вытесняют его из памяти, могут в дальнейшем проявиться различные симптомы, связанные с непережитым горем (страхи, одиночество, нарушения внимания, сна). Тем не менее, горестные переживания ребенка, когда он плачет, отказывается от еды, не хочет ни с кем общаться и теряет интерес ко всему – конечно, это боль для любой матери. И в такой ситуации ребенок как никогда нуждается в Вашей поддержке.
Для того чтобы ответить на Ваш вопрос и понять, что Вы сможете сделать для своего ребенка, нужно сначала разобраться, что означает утрата. Не только взрослые, но и дети переживают в жизни утраты различной степени значимости. Ребенок может потерять любимую игрушку, его любимая кошка может попасть под машину, семья его друга может переехать в другой город и кто-то из близких родственников может умереть.
Потеря близкого человека переживается наиболее тяжело. Образы людей, с которыми ребенок уже не может общаться, были «встроены» в его картину мира: веселая игра ассоциируется с другом, подарки, поездки, интересные разговоры – с родителями, бабушками и дедушками. Когда ребенок теряет того, кто играл важную роль в его жизни, в его представлении о мире как будто образуется пустота и обрываются многие связи, то есть нарушается целостность его внутреннего мира. Это нарушение переживается как горе – сильные эмоции, с помощью которых человек пытается справиться с болью утраты.
Чтобы восстановить нарушенные связи и обрести утраченную гармонию, требуется время. Взрослым людям для этого может понадобиться год-два. Маленькие дети обычно не страдают долго. Но у подростков период горевания может продолжаться несколько месяцев. В это время люди могут испытывать разнообразные эмоции, некоторые из них могут казаться окружающим неадекватными, несоответствующими ситуации. Ребенок может испытывать чувство вины, считая себя виноватым в смерти близкого человека (он умер из-за того, что я его не слушался). На одной из стадий переживания горя возможны проявления злости, агрессии. После смерти отца ребенок может испытывать страх, потому что какие-то его мечты и цели были связаны с умершим родителем. И здесь самая главная задача – помочь ребенку выразить эти чувства, или хотя бы не блокировать их выражение. Чем более полно будут выражены чувства вины, отчаяния, злости и страха, тем менее вероятно в дальнейшем появление симптомов, связанных с непережитой до конца потерей.
Эффективный способ выражения эмоций – плач. Здесь работают и физиологические механизмы: вместе со слезами из организма выводится вещество, поддерживающее эмоциональное напряжение. Это не значит, что нужно заставлять ребенка плакать. Скорее, нужно позволить ему плакать столько, сколько ему нужно.
Второй способ – это выговориться. Дети не всегда знают, как словами выразить свои чувства. Взрослые могут помочь ребенку, например, называя словами его эмоциональное состояние: «Я вижу, что ты сейчас злишься (грустишь, тревожишься…)». Взрослый также может делиться с ребенком своими переживаниями, описывая их словами («Я тоже очень скучаю по папе»). Если Ваш ребенок уже достаточно взрослый, вы можете поговорить с ним о том, что может измениться в жизни после смерти отца, а что останется прежним. Это поможет ребенку почувствовать, что рядом с ним есть человек, который понимает его и готов оказать поддержку. Какие конкретно Вы выберете слова для разговоров с ребенком – это зависит от того, с помощью каких слов Вы обычно разговариваете с ним.
Маленьким детям легче выражать свои чувства с помощью рисунков. Вы можете предложить порисовать вместе, нарисовать какое-нибудь событие, в котором когда-то участвовала вся ваша семья. Позитивные воспоминания об умершем также помогают пережить потерю и сохранить близкого человека в памяти. Хорошим средством психологической поддержки является телесный контакт (обнять, взять за руку, посадить на колени, погладить…). В этот период для ребенка важны внимание, забота, и просто человеческое присутствие близких людей. Со взрослыми детьми можно обсуждать и философские вопросы, например: каждая ситуация для чего-то с нами происходит и чему-то нас учит. Еще раз напоминаю, что цель всех этих действий: 1) помочь ребенку полностью выразить эмоции, связанные с переживанием горя; 2) воссоздать новую картину мира с учетом происшедшей потери.
В своих действиях по поддержке ребенка нужно обязательно соблюдать чувство такта, и в этом Вам поможет Ваша материнская интуиция. Если ребенок в данный момент не идет на контакт и не хочет говорить, не нужно навязывать ему свою помощь. Хотя Вы можете ему предложить заняться вместе каким-нибудь интересным для него делом (с учетом его возраста).
И важно не торопить события. Не стремитесь сделать так, чтобы ребенок перескочил через болезненные переживания, помогите ему прожить их до конца и начать жить в изменившейся ситуации. Переживая утрату, ребенок приобретает новый для себя эмоциональный опыт и становится более зрелой личностью.
Как отвечать детям на «неудобные вопросы»?
Рекордсменом среди неудобных вопросов считается вопрос «Откуда берутся дети?» Обычно этот вопрос задают родителям дети, возраст которых находится в диапазоне примерно от трех до шести лет. Начиная с трех лет мышление и речь детей достигают такого уровня развития, когда их начинает интересовать, как устроен окружающий мир, и они могут об этом сказать. А после шести лет они уже сами находят информацию по многим вопросам, и родители им для этого не всегда нужны.
Большинство детей задают своим родителям вопрос относительно своего появления на свет, поэтому настройтесь на то, что Вам все-таки придется на него отвечать. Этот совет легче дать, чем выполнить. Несмотря на популярность темы появления детей, чаще всего вопрос ребенка застает родителей врасплох. Тем не менее, постарайтесь справиться с волнением (стыдом, тревогой...) и ответить ребенку спокойно. Если Вы будете смущаться каждый раз, когда ребенок будет задавать Вам подобные вопросы, то он неосознанно начнет воспринимать тему появления детей на свет как что-то неприличное.
Отвечать на вопрос «Откуда берутся дети» нужно конкретно и кратко: «Из животика». Далее обычно следует вопрос, а как они оттуда выбираются: «Врачи достают». Особо любознательные могут задать вопрос, а как ребенок попадает в мамин животик. Мне понравился вариант, предложенный одной из мам: папа дает маме семечко, она его проглатывает, и из него потом вырастает ребенок. Недостатком такого ответа является его несоответствие действительности, поэтому не все родители с ним согласятся. Но, на мой взгляд, чем больше деталей содержит ответ, тем больше дополнительных вопросов задает ребенок.
Мне кажется, что в ситуации с «неудобными вопросами» опыт конкретных родителей гораздо ценнее теоретических рассуждений. Поскольку дети совершенствуются в задавании вопросов на тему «Откуда берутся дети» и перечень вопросов становится все разнообразнее, имеет смысл время от времени просматривать форумы для родителей для того, чтобы использовать уже опробованный на практике опыт.
Моя дочь с возрастом все упрямее. Сейчас ей 6 лет и она ни в какую не хочет делать хоть что-то. Ни помогать по дому, ни делать задания по подготовке к школе. Даже когда я спрашиваю, хочет ли она поиграть, она поначалу отвечает «нет»!
Упрямство детей - достаточно распространенная проблема. Однако нет универсальных рекомендаций, которые были бы эффективны для каждого ребенка. Поэтому ниже приводится общий перечень причин. Возможно, что-то подойдет именно Вам.
1. Начните с того, что внимательно в течение нескольких дней понаблюдайте за своим ребенком: в каких именно ситуациях он (она) особенно упорно сопротивляется вашим просьбам. Будет очень хорошо, если Вам удастся зафиксировать свои наблюдения, например, в специальной тетради (блокноте). Во-первых, это поможет Вам определить истинные масштабы проблемы. Из-за того, что людям в целом присуще стремление к обобщению, мы склонны преувеличивать частоту проблемных ситуаций. Во-вторых, на основе анализа наблюдений Вы сможете более точно выбрать причину упрямства Вашего ребенка.
2. Учитывая возраст Вашей дочери, можно утверждать, что упрямство еще не стало устойчивой чертой ее личности, так как ее характер только формируется. Это означает, что у Вас еще много возможностей повлиять на ситуацию.
3. Традиционно «упрямым» считают возраст 2-3 года, поэтому если ребенок продолжает оставаться упрямцем в 6 лет, можно предположить, что ситуация, в которой он находится, стимулирует и подкрепляет проявления упрямства.
4. Самым главным элементом социальной ситуации, в которой растет ребенок, являются взрослые люди, в первую очередь - родители. Родители, которые считают, что их мнение - единственно верное, поэтому дети должны подчиняться ему беспрекословно, могут способствовать формированию у детей двух противоположных типов поведения. Первый тип: ребенок может смириться и тогда у него будут закрепляться такие черты личности, как пассивность и несамостоятельность. Второй тип: ребенок может вступить в борьбу за свою самостоятельность и тогда действия родителей будут подкреплять его упрямство и непослушание, причем чем сильнее будет давление родителей, тем сильнее будет ответное противодействие. Поэтому родителям нужно начать с себя. Проанализируйте свой стиль взаимодействия с ребенком. Часто ли Вы позволяете ему действовать в соответствии с собственными желаниями и намерениями? Очень полезно подумать и четко определить для себя те области, в которых Вы готовы предоставить ребенку самостоятельность и те, в которых вы настойчиво будете ограничивать его (например, в ситуациях, связанных с возможным вредом для его здоровья и жизни). Родители иногда навязывают свою волю детям, потому что хотят удобства для себя в данный момент, а в итоге получают неудобство в виде устойчивого упрямства.
5. Поразмышляйте о том, в каких ситуациях Вы готовы принять упрямство ребенка. Ведь родственной упрямству является такая положительная черта как настойчивость. Мы требуем от ребенка послушания, пока он маленький, но ждем проявлений самостоятельности и упорства, когда он взрослеет.
6. Понимание того, что у упрямства есть и положительные стороны, позволит Вам более спокойно реагировать на проявления упрямства Вашего ребенка в конкретной ситуации. Для некоторых детей выраженная эмоциональная реакция родителей выступает как дополнительное подкрепление: проявляя упрямство, ребенок ощущает силу своего воздействия на родителей и это побуждает его к тому, чтобы вновь и вновь демонстрировать свою власть.
7. Упрямство может носить ситуативный характер. Например, ситуация, когда взрослый неожиданно прерывает игру, в которую ребенок увлеченно играет, и просит его что-то сделать (идти мыть руки, обедать, заниматься и т.д.), будет вызывать сопротивление у большинства детей. В таких ситуациях детей нужно предупреждать заранее и давать им время доиграть. Так обычно поступают родители, которые могут взглянуть на происходящее глазами ребенка.
Другой тип ситуаций, в которых дети проявляют упрямство, - это ситуации, когда взрослый просит сделать что-то, что ребенок делает не очень хорошо или ему это неинтересно (это обычно уборка своих вещей или учебные занятия). Здесь родителям тоже придется включить воображение и подумать, как сделать эти дела если не привлекательными, то хотя бы не такими скучными для ребенка. Прибирать вещи и игрушки лучше вместе с ребенком, можно предложить ему соревнование, а когда все будет сделано - обязательно похвалить его.
8. Возможно, Ваш ребенок более обостренно, чем его сверстники чувствует угрозу своей свободе и самостоятельности и неосознанно пытается защититься. В таком случае помогает особый стиль коммуникации, когда Вы так формулируете свои просьбы, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора. Например, вопрос: «Хочешь поиграть?» предполагает только два возможных ответа, из которых упрямый ребенок выберет «Нет». Постарайтесь задавать побольше так называемых открытых вопросов, которые предоставляют больше свободы при ответе, например: «Ты во что хочешь поиграть?»
9. Упрямство ребенка может быть неосознаваемой реакцией на нарушение отношений в семье (например, между родителями) либо на какую-либо кризисную ситуацию, которую ребенок пережил в прошлом. В этом случае (особенно если проявления упрямства сочетаются с проявлениями агрессии) недостаточно выполнения общих рекомендаций, а требуется обращение к психологу, который будет работать с конкретным ребенком и конкретной ситуацией.