Настоятельно рекоммендуем обновить версию Вашего браузера, сделать это можно по этой ссылке http://www.microsoft.com/rus/windows/internet-explorer/

Что такое тренинг

Психологический тренинг — это своего рода тренировка, выработка необходимых навыков, а также формирование личностных качеств, которые полезны человеку для жизни в обществе, помогают раскрыть себя, быть более эффективным (например, общительность, целеустремленность, уверенность в себе, умение быстро запомнить большой объём информации и т.п.). Эта «тренировка» проходит в специально созданных условиях под руководством психолога.

Тематика тренингов, проводимых в нашем центре разнообразна. Она определяется возрастными потребностями, а также индивидуальными особенностями и предпочтениями участников. Так можно выделить следующие тематические направления тренинговых программ, реализуемых в Центре:

  • развитие личности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление);
  • развитие эмоционально-волевой сферы.

Тренинговые занятия проводятся в групповой форме. В группе обычно занимается от 6 до 12 детей в зависимости от возраста (чем младше дети, тем меньше их в группе).

Что делают на тренинге? Занятие проводится в просторной комнате. Участники располагаются на стульях или на ковре в кругу. Участникам тренинга предлагаются различные игры, задания, упражнения, которые моделируют жизненные ситуации. Для успешного выполнения заданий требуется проявить те качества, которые развивает тренинг. Например, во время коммуникативного тренинга подросткам предлагается переправиться из одной части комнаты в другую с помощью 2 стульев.Ребята должны договориться, как они будут это делать, держать друг друга во время упражнения, вовремя сигнализировать, если нужна помощь. Таким образом, выполняя данное задание, которое по форме является интересной игрой, ребята учатся договариваться, слышать друг друга, решать конфликты. После выполнения заданий обязательно проводится обсуждение — рефлексия, на котором каждый описывает свои переживания во время выполнения задания, оценивает работу группы, в корректной форме выражает благодарность и критику другим участникам.

В каждой группе на первых занятиях принимаются правила. Это свод договорённостей, соблюдение которых обязательно для всех участников. Например, не перебивать, обращаться друг к другу по имени, не обзываться и т.п. (формулировка определяется возрастом участников). Это позволяет обеспечить безопасность для каждого участника. И когда человек соглашается на соблюдение правил, это повышает его личную ответственность за результат тренинговых занятий.

Описание занятий приводится в программе, с которой родители могут ознакомиться в Центре Развития. Содержание занятий не является жёстко фиксированным и может изменяться тренером в зависимости от того, что в данный момент важно для группы.

Продолжительность психологического занятия составляет 1-3 часа: это зависит от программы и возраста детей. Для того чтобы дети не утомлялись, тренер отслеживает состояние отдельных участников и группы в целом. В зависимости от этого в занятие включаются игры-разминки, а также используется приём переключения вида деятельности путём чередования упражнений различной направленности (например, двигательные упражнения и групповые обсуждения). Гибкая тактика в проведении занятий позволяет сделать их максимально эффективными для детей.

В каждую программу включены консультации для родителей, которые проводит психолог, ведущий группы. На консультациях родители могут задать психологу интересующие их вопросы о ребёнке, узнать о его взаимоотношениях в группе, и об изменениях в его поведении на занятиях. Вместе с психологом родители смогут определить, как лучше всего вести себя по отношению к ребёнку и как реагировать на изменения в его поведении. Реакция родителей очень важна для закрепления позитивных изменений, происходящих с ребёнком.

Обеспечение результативности занятий:
Каждая программа направлена на развитие определенной сферы личности. В пояснительной записке к программе сформулированы цель и задачи, на которые направлена программа, а также обозначены предполагаемые результаты. Однако психологическая работа, как и любая другая, требует времени, усилий и последовательности для достижения необходимых изменений.

Поэтому для достижения результата важно:

  • Посещать все предусмотренные программой занятия. Каждое занятие — это очередной этап работы группы, проходя который ребёнок формирует новые качества и модели поведения. Пропустив, например, 1-2 занятия на сплочение группы ребенок оказывается «выключенным» из группового процесса. Ему снова приходится встраиваться в изменившийся за время его отсутствия коллектив. Кроме этого, систематичность посещения занятий дает ощущение стабильности и психологической безопасности для участников тренинга, а также дисциплинирует ребёнка, приучает к ответственности.
  • Посещать дополнительные мероприятия в программе: праздники, интенсивы, экскурсии. Эти мероприятия предусмотрены не только для развлечения ребят, но прежде всего, как новые ситуации и действия, которые необходимо прожить вместе с группой.
  • Посещать консультации с преподавателем группы. На них психолог расскажет, чем занимаются ребята на занятиях, в чем психологический смысл игр и заданий, что происходит с ребёнком, с какими трудностями он сталкивается, как действует и реагирует. О дате и времени каждой консультации с родителями договаривается менеджер организационного отдела. Как правило, это 2 — 3 консультации в рамках программы, которые проходят через равные промежутки времени (в начале, в середине и в конце программы). При необходимости пообщаться с преподавателем раньше очередной консультации встреча может быть организована в другое время по запросу родителя.
  • Приходить на занятия вовремя, а лучше минут за 10 до начала. Это позволит ребёнку настроиться на работу, переключиться с других забот, дел.
  • Не приносить на занятия игрушки и другие вещи. Это мешает ребёнку полностью погрузиться в процесс занятия, отвлекает других детей.